Компания «РТА» уже больше двадцати лет является официальным дилером известных мировых производителей спецтехники для строительной, нефтегазовой и добывающей отраслей. Клиенты ценят ее за высокий уровень сервиса, оперативность и профессионализм сотрудников. Непростой для многих 2020-й стал для компании очередной ступенькой роста, а в этом году руководители и сотрудники «РТА» планируют воплотить в жизнь несколько амбициозных проектов. Коммерческий директор ООО «РТА» Андрей Шалимов рассказал, чем запомнился компании прошлый год и чего они ожидают от 2021-го.
- 2020-й год прошел под знаком пандемии, которая так или иначе повлияла на все сферы экономики. Как она отразилась на деятельности вашей компании?
- В нашей сфере прошедший год был неплохим. Пандемия действительно сильно ударила по рынку услуг, по особо крупным предприятиям, которым приходилось приостанавливать работу, но стройка и добывающие отрасли – наши основные клиенты – продолжали трудиться. Спрос на спецтехнику рос, и работы у нас было море. В целом рынок спецтехники за год вырос процентов на 5-7, наша компания - примерно на 20%. Мы провели много хороших сделок, стали ключевым поставщиками для нескольких крупных тюменских компаний.
Еще активнее в 2020-м развивался рынок запчастей. В условиях экономической нестабильности, вызванной, в том числе, пандемией и скачком валютных курсов, многие компании откладывали приобретение новой техники и старались продлить срок службы уже имеющихся машин. В течение года мы увеличивали во всех наших филиалах площади складов для запчастей, чтобы клиенты могли в любой момент приобрести необходимые «родные» комплектующие от производителей.
В целом рынок спецтехники за год вырос процентов на 5-7, наша компания - примерно на 20%. Мы провели много хороших сделок, стали ключевым поставщиками для нескольких крупных тюменских компаний.
- Удалось ли вам в прошлом году расширить линейку спецтехники, предложить вашим клиентам новые модели, услуги?
- Мы много лет представляем на Урале три ключевых бренда – CASE, AMMANN и MITSUBER, которые производят большой модельный ряд машин для дорожных работ, строительства, горнодобывающей промышленности и нефтегазового сектора. Это техника премиум-сегмента, которая закрывает 80-85% потребностей наших клиентов. Поскольку мы тесно сотрудничаем с компаниями-производителями, все новинки практически сразу становятся доступными для наших покупателей. Например, в 2020 году компания CASE запустила в продажу новый модельный ряд мини-погрузчиков серии B, гусеничных экскаваторов серии С. Это более продуманные, современные и удобные машины, которые сочетают в себе экономичность, комфорт и высокую производительность. Все новинки сразу же появились на складах наших филиалов. Причем, с прошлого года эта техника стала более доступной для покупателей. Дело в том, что у компании CNH Industrial Capital, которая реализует программы финансирования техники CASE, появились четыре новых ключевых партнера. Раньше у нее был только один такой партнер и нередко случалось, что покупателю отказывали в лизинговой схеме, потому что эта единственная компания по каким-то причинам его не одобряла. Теперь таких ключевых партнеров пять, включая Сбербанк-лизинг, и у клиентов в пять раз выросли шансы на успешное заключение сделки. Даже по статистике прошлого года заметно, благодаря более доступному лизингу выросло количество продаж.
- Приходилось ли вам сталкиваться с задержками поставок техники из-за границы? Ведь на протяжение года многие страны вводили ограничения, закрывали границы.
- Сложности были, но незначительные. Во всяком случае, на наших клиентах они практически никак не отразились: ожидать неделями нужную технику никому не пришлось. Действительно, ухудшилась логистика из Китая – это связано с тем, что мировой товарооборот сократился, железнодорожные платформы стали формировать и отправлять реже, интенсивность перевозок упала, а интервал между отправлениями – увеличился. Но это решаемые вопросы. А, например, мини-погрузчики CASE вообще не нужно возить из-за границы: в России работает завод CASE – в Набережных Челнах. Российский рынок спецтехники очень емкий, интересный, поэтому производители таких машин активно на него выходят.
Сложности были, но незначительные. Во всяком случае, на наших клиентах они практически никак не отразились: ожидать неделями нужную технику никому не пришлось.
- А как решили вопрос обучения персонала? Все специалисты компании «РТА» регулярно повышают квалификацию у производителей техники, однако в прошлом году это было затруднительно.
- Да, у нас есть обязательства перед поставщиками: наши специалисты отдела продаж и сервисные инженеры регулярно проходят обучение по их программам. В прошлом году мы планировали отправлять сотрудников в Набережные Челны на завод CASE, в Москву, за рубеж. Однако из-за пандемии планы пришлось скорректировать, но наши партнеры быстро сориентировались и сформировали курсы для удаленного обучения – причем, их было так много, что мы едва справлялись с учетом роста спроса и продаж. Надеюсь, что в этом году у нас будет больше возможности для очного обучения сотрудников, но в любом случае мы будем по-прежнему уделять этому много внимания.
- Из-за пандемии и экономического кризиса очень многие компании сократили штат сотрудников. Коснулось ли это компании «РТА»?
- Нет. У нас не просто не было сокращений, мы даже на 15-20% увеличили штат – в первую очередь, за счет сервисных инженеров. Поскольку мы продавали больше техники, выросла потребность в специалистах для ее обслуживания. В результате в этом году у нас активно развивались и росли сервисные отделы во всех филиалах, мы запустили новый современный сервисный центр в отдельном здании в Тюмени, увеличили количество мобильных бригад. Такие бригады выезжают на оборудованных автомобилях к объекту, на котором работает техника наших клиентов, и проводят диагностику и ремонт на месте, не эвакуируя машину в сервисный центр. В прошлом году мы купили и оборудовали всем необходимым 14 дополнительных автомобилей для мобильных бригад.
У нас не просто не было сокращений, мы даже на 15-20% увеличили штат. Мы запустили новый современный сервисный центр в отдельном здании в Тюмени, увеличили количество мобильных бригад.
- Какие планы у компании РТА на 2021 год?
- Самая главная задача на этот год – строительство в Кольцовском логопарке Техно-торгового центра, в котором разместится офис и сервисная зона нашей компании. Мы долго вели предварительную работу – разрабатывали проект, необходимую документацию, и сейчас готовы начать стройку. Мы очень хотим завершить ее до конца 2021 года и в начале 2022-го переехать в новое здание. Под строительство выделен огромный участок, в техно-торговом центре мы разместим большой шоу-рум, офис, оборудуем современную сервисную зону, обеспечив максимальный комфорт и сотрудникам "РТА", и клиентам компании.
Сегодня строительство таких дилерских центров – одна из главных тенденций рынка спецтехники. Конкуренция на нем ужесточается с каждым годом, но при этом он становится более цивилизованным, повторяя развитие рынка легковых автомобилей. Если еще лет десять-пятнадцать назад легковую машину можно было приобрести у перекупщика, напрямую с завода, то сегодня купить новое авто можно только через официальные дилерские центры, и к каждой машине «прилагается» гарантированное сервисное обслуживание. Продавцы спецтехники, пусть и с отставанием, идут по тому же пути. Я уверен, что в ближайшие два-три года на юге и западе Екатеринбурга вырастут целые «деревни» таких дилерских центров.
Кроме того, в этом году мы возобновим работу нашего филиала в Сургуте – несколько месяцев назад из-за серьезного падения активности в нефтегазовой отрасли, вызванного пандемией, нам пришлось приостановить его работу. А также откроем еще один филиал в Уренгое.
Несмотря на коронавирусу инфекцию, рост курса валют, экономическую нестабильность и другие внешние факторы спрос на спецтехнику растет год от года, этот рынок не будет стагнировать и падать. И мы планируем наращивать на нем свою долю, продавать клиентам качественную технику и обеспечивать профессиональное сервисное обслуживание, не смотря ни на какие экономические сложности.